Правописание сочетаний ЧК, ЧН.
Цели урока:
- помочь детям усвоить, что звук [ч`] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать.
- закрепить знания детей по право-писанию слов с сочетаниями чк, чн.
1. Орг.момент.
- Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.
- Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.
2. Чистописание.
- Мне кажется, что кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть? (показываю).
-
Что закрыла тучка? Она спрятала от нас задание по чистописанию. Чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесем слово вместе.
-
Тучка. Какой звук вы слышите в середине слова? [ч] Какой буквой обозначается этот звук? (ч)
-
Давайте найдем эту букву на нашей помощнице – Ленте букв.
-
Что мы знаем о букве Ч? (согласная). А о звуке [ч]? Непарный, глухой, всегда мягкий.
-
Молодцы. Тучка открыла нам задание. Напишем заглавную и строчную букву ч.
-
Давайте будем любить эту букву, она нам необходима сегодня на уроке.
-
Ребята, а тучка не уходит. Наверно нам еще что-то надо вспомнить. Какое правило встретилось в слове тучка? (чк пишется без ь)
-
Почему мы не пишем мягкий знак? (звук ч – всегда мягкий). С какой ещё согласной дружит буква ч? (н - чн)
-
Запишем эти два сочетания на следующей строке.
-
Что вы написали на второй строчке? (чк, чн)
-
Слова с сочетаниями чк чн – это и есть тема нашего урока.
3. Словарная работа.
- Подул ветерок, наша тучка полетела дальше, а вдогонку за тучкой летят желтые листочки. А от какого дерева, мы узнаем, отгадав загадку.
-
В осеннем лесочке стоит белая красавица в желтом сарафанчике. (береза)
-
Правильно, это береза. Как вы догадались?
-
Произнесем слова по слогам. (Показываю на доске).
-
Давайте запишем это словарное слово. (Словарь: береза,)
-
Посмотрите внимательно на слово. Какой слог ударный? (рё) Почему? (слог с гласной ё)
-
Какую букву мы должны запомнить? (е)
-
Мы знаем много словарных слов. В каком словарном слове есть сочетание ЧК? (Девочка - показываю карточку с закрытой буквой о)
-
Запишите это слово, поставьте ударение и выделите гласную, которую нужно запомнить.
-
Проверьте то, что вы написали.
-
Вывод: чк, чн встречается и в словарных словах.
4. Работа над пройденным материалом.
- Снова подул ветер. С нашей берёзы полетели листочки и упали рядом с необычным домиком, где живут слова с сочетаниями чк, чн. Слова не могут попасть в дом, их не пускает “Ь”, который тоже хочет жить в этом домике. Нам нужно правильно распределить слова по окошкам и тогда “Ь” пропадёт.
-
Запишите слова в два столбика в тетради, сочетания чк, чн подчеркните.
- Проверим.
5. Физминутка.
“Бывает – не бывает”
Веточка съела девочку (садимся)
Леночка взяла скалочку (руки вверх, голову вниз)
Сказочный домик из шоколада.
6. Упражнения по развитию устной и письменной речи.
- Посмотрите! Озорник ветер не только с листочками играет. Он перемешал слова в предложении. Оказывается, сочетания чк, чн важны и при записи предложений.
-
Давайте вернем слова на свои места. (на доске Ряба снесла яичко курочка.)
-
Какое предложение у нас получится? (Курочка Ряба снесла яичко)
-
Какое правило мы должны помнить при записи предложения? (начало предложения с большой буквы, в конце ставится точка).
- Какие правила встретились? Подчеркните их. (чк, Р – большая буква).
-
Из какой сказки это предложение? (Курочка Ряба)
-
Молодцы. А из какой сказки вот это предложение: Жучка за внучку, внучка за бабку? (Репка).
-
А чем закончилась эта сказка?
-
Что помогло героям сказки вытащить репку? (работали вместе, дружно).
7. Работа с карточками в парах.
- Вот и мы с вами работаем дружно, потому у нас все получается. А сейчас мы будем работать в парах – на стол к вам опустилось облачко, а на нем задание. Внимательно прочитайте задание. Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу. Выписываем слова на новой строке, через запятую. Сидим прямо.
Слова: синички, птички, червячки, кусочки, сучки.
-
Проверьте друг у друга.
8. Дидактическая игра.
- Мы хорошо поработали, а теперь отдохнем, поиграем и играя, поучимся. (на доске слово ТОЧКА)
-
Измените слово (первую букву) так, чтобы получилось новое слово, с новым значением. Например: точка – бочка.
-
Чем похожи по написанию эти слова. (точка – бочка- кочка – почка – ночка).
9. Подведение итогов урока.
- Чему мы научились сегодня на уроке? Зачем нам это нужно?
-
У вас на столе листочки с домиками. Найдите ошибки в рисунках, исправьте и вложите в тетрадь. (домик с тремя окошками: чк чн ь)
-
Делаем вывод: мягкий знак не может жить в одном доме с чк и чн!
Вперёд >>